Концерты проводятся в зале музыкального училища имени Ф.Павлова по адресу г. Чебоксары, Московский проспект д.33/1 тел.62-04-90

Музыкальная «Дубравушка»

В детском саду № 110 к 550-летию города Чебоксары организо­вали встречу воспитанников с Чувашской государственной академической симфонической капеллой.
Музыкальная «Дубравушка»

Дошкольники из «Дубравушки» познакомились с устройством таких инструментов, как валторна, виолончель, балалайка, рожок и аккордеон. С интересом слушали исполнение чувашской мелодии «Илемлĕ» на скрипке. Детсадовцы аплодировали заслуженным артистам Чувашии и лауреатам международных конкурсов.

Юные горожане смогли попробовать себя в роли музыкантов. Они впервые играли на настоящих музыкальных инструментах, и их лица сияли от счастья. Такие мероприятия дарят незабываемые впечатления, развивают духовно и обучают любви и уважению к своим истокам.

В Чувашии стартовал новый образовательный проект «Рисуем звуками»

Соединение музыки и живописи стало темой нового образовательного проекта Чувашской академической симфонической капеллы «Рисуем звуками».

risuem zvukami

Коллектив капеллы и ее руководитель Морис Яклашкин не первый год сотрудничают с музыкальными и художественными школами, а также школами искусств. Вот и новый проект — это совместная работа музыкантов и педагогов. «Рисуем звуками» — это одновременное выступление артистов симфонической капеллы на сцене с концертной программой и создание творческих работ во время ее прослушивания юными художниками. Капелла приглашает к участию в проекте воспитанников художественных школ и школ искусств, а также их родителей.

Проектом намечено не только создание творческих работ, но и праздничное соревнование: лучшие будут награждены призами, подарками и пригласительными билетами на концерты капеллы, во время которых эти работы станут одной яркой выставкой в Чебоксарском музыкальном училище имени Ф. Павлова и на других концертных площадках. Маленьких живописцев также познакомят с инструментами симфонического оркестра, органной музыкой, шедеврами мировой музыкальной классики и самой капеллой, где работают более 100 вокалистов и музыкантов.

- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com - Опубликовано: 31 мая 2019 г.

Мне везло на хороших людей

Концерты Чувашской государственной академической симфонической капеллы неизменно собирают целые залы ценителей музыки. Вот уже больше тридцати лет руководит коллективом заслуженный деятель искусств Чувашии и России, народный артист РФ, почетный гражданин города Чебоксары Морис Яклашкин. Столицу республики он считает своим родным городом — здесь учился, здесь состоялся как профессионал.


Фото из личного архива Мориса ЯклашкинаКонцерты Чувашской государственной академической симфонической капеллы неизменно собирают целые залы ценителей музыки. Вот уже больше тридцати лет руководит коллективом заслуженный деятель искусств Чувашии и России, народный артист РФ, почетный гражданин города Чебоксары Морис Яклашкин. Столицу республики он считает своим родным городом — здесь учился, здесь состоялся как профессионал.

«Душевная потребность в музыке у меня была еще в детстве, — рассказывает Морис Ни­кола­евич. — Я все время просил отца: «Купи мне гармонь!» И вот однажды зимой, в трескучий мороз распахивается дверь, и заходит отец: «Вот тебе инструмент». Мои папа Николай Михайлович и мама Елена Порфирьевна очень хорошо пели — прекрасные голоса! Гости всегда просили: «Давайте споем».

Морис Яклашкин помнит всех педагогов, которые помогали ему расти в профессии. Первые уроки дирижирования в Канашском педагогическом училище дал Петр Григорьевич Федоров. В то время ученик внимательно начал изучать историю музыки, теоретические дисциплины. Многое вложил в своего воспитанника Николай Петрович Катранов — педагог по баяну. А преподаватель сольфеджио Александр Иванович Ломакин посоветовал учиться играть на трубе и кларнете. «И как будто глядел в мою судьбу, — говорит Морис Николаевич. — Потом мне это так пригодилось! В Казанской консерватории имени Жиганова мой наставник, профессор Фуат Шакирович Мансуров спросил: «Чтобы быть дирижером симфонического оркестра, надо владеть хотя бы одним инструментом. Каким владеешь?» Я ответил: «Трубой и в какой-то степени кларнетом». Так что, когда создавался симфонический оркестр Чувашской государственной академической капеллы, я уже знал специфику музыкальных инструментов».

Получив диплом, Морис Яклашкин работал учителем музыки в школе в родном селе Чутеево Янтиковского района, затем в Янтиковской средней школе. Окончил музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета (в то время — института) имени И.Я. Яковлева и вернулся в Канашское педучилище уже преподавателем хоровых дисциплин. Будучи студентом, проявлял интерес к симфонической музыке, знакомился с произведениями Моцарта, Бетховена, Шуберта, Рахманинова, Чайковского и всегда удивлялся — как сильно, ярко и вдохновенно звучит оркестр! Вот бы и в Чувашии появился такой! Так начался путь к мечте.

В 1977 году Морис Яклашкин снова приехал в Чебоксары, стал хормейстером, а затем художественным руководителем и главным дирижером певческого коллектива Гостелерадио Чувашии, преобразованного впоследствии в Чувашскую государственную академическую симфоническую капеллу. В то же время он возглавил и ансамбль песни и танца «Нарспи» отдела культуры Чебоксарского горисполкома, который с честью представлял столицу Чувашии во многих городах страны и за рубежом. Продолжил совершенствоваться в Горьковской государственной консерватории имени М.И. Глинки, прошел стажировку в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова по специальности «Оперное симфоническое дирижирование» в классе Фуата Мансурова.

Энтузиасту своего дела удалось исполнить мечту — вот уже 20-й год в составе капеллы звучит симфонический оркестр. А недавно появился и концертный мужской хор. Капелла не раз заявляла о себе во многих регионах страны. Среди ее наград — Государственная премия Чувашии им. К. Иванова, дипломы международных фестивалей в Венгрии, первого фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» в Санкт-Петербурге.

Аудиозаписи капеллы хранятся в фондах российского и чувашского радио. В ее обширном репертуаре — шедевры мировой классики, произведения отечественных авторов. Благодаря артистам многочисленная публика в разных уголках страны хорошо знакома и с творчеством чувашских композиторов — Федора Павлова, Степана Максимова, Анисима Асламаса, Владимира Иванишина, Григория Хирбю, Филиппа Лукина, Тимофея Фандеева. За исполнение концерта Александра Васильева «По­клонение Земле и Предкам» художественному руководителю и главному дирижеру капеллы Морису Яклашкину присуждена Государственная премия Чуваш­ской Республики.

«Меня часто спрашивают: «Из программы в программу у вас новые произведения. Как все успеваете?» — продолжает собеседник. — А мы помним и выполняем завет Модеста Мусоргского — «К новым берегам». Вот у меня на столе — кипа нот. И здесь ноты, и там. Наша жизнь — это партитуры. Главное — есть поддержка со стороны руководства республики. В нашем музыкальном арсенале имеются даже арфа и орган».

Сейчас оттачивается концертная программа к 550-летию столицы Чу­ва­шии. Это должна быть разностилистическая, разноэпохальная музыка. Чувашские композиторы написали немало песен о Чебоксарах — горожане услышат наиболее яркие из них. Из классики готовится к исполнению одна из симфоний Бетховена. Хочется представить и творчество современников — Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Андрея Эшпая.

«Во многом благодаря Анд­рею Эшпаю, народному артисту СССР, мне удалось быть приглашенным дирижером на фестивале современной музыки «Московская осень», — вспоминает Морис Як­лаш­кин. — Тогда прозвучали более десяти его сочинений. Я дирижировал Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», которым руководит Юрий Башмет, а также симфоническим оркестром Правительства города Москвы. Концерты проходили в Большом зале Московской консерватории имени Чайковского. До сих пор помню слова Эшпая: «Ты стоишь на сцене, где стояли Чайковский, Рахманинов, Скрябин». В качестве дирижера я работал и с Ульяновским губернаторским симфоническим оркестром».

Большую помощь в работе Морису Николаевичу оказывает его дочь Наталья, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики. Она является дирижером симфонической капеллы. Дочь пошла по стопам отца. Оба учились в Нижегородской консерватории имени Глинки у профессора Артемия Александровича Лебединского. Наталья Мори­сов­на постоянно повышает свой уровень профессионального мастерства — окончила магистратуру в ЧГУ им. И.Н. Ульянова и продолжает обучение в ассисентуре-стажировке Казанской консерватории имени Жиганова по специальности «Симфоническое дирижирование» (класс профессора Сергея Владимировича Ферулева).

«Работа дирижера сложная. Это ежедневный труд без остатка, — раскрывает секреты профессии собеседник. — Бессонные ночи, переживания, постоянный анализ того, что сыграно на концерте. Да, публике нравится. Но мы как профессионалы не имеем права видеть только плюсы. Нам нужно видеть, как можно сделать еще лучше, а для этого надо замечать все».

Два года назад в День респуб­лики в Чебоксарах выступили участники тысячного Детского хора России. Было решено создать такой сводный хор и в Чувашии. И уже через год более тысячи юных вокалистов из городов и районов республики поздравили жителей с праздником. Концерт состоялся в сопровождении симфонического оркестра Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством народного артиста России Мориса Яклашкина.

Энергией этого человека заряжает любимый город. Ему очень нравится микрорайон «Волжский-3», где он живет. Волга рядом. Такая красавица наша набережная — созвездие фонарей, прогулочные дорожки, уголки отдыха, площадки для тренировок. Место одухотворенности — площадь Республики. Она символична. Памятник Ленину, церковь напротив — встреча времен, эпох. «Как творческий человек могу сказать: город на глазах преображается, — отмечает Морис Николаевич. — Отрадно слышать от гостей: чистый, зеленый, прекрасный. А еще — пусть песня, музыка войдут в жизнь людей, это сделает ее лучше, красивее, вдохновенней».

«Музыкальное обозрение №1 2018г

«Музыкальное обозрение №1 2018г