Концерты проводятся в зале музыкального училища имени Ф.Павлова по адресу г. Чебоксары, Московский проспект д.33/1 тел.62-04-90

Морис Яклашкин: «Верить в высокие идеалы искусства!»

 Летом уходящего года в культурной жизни Чувашии произошло знаменательное событие. Чувашской государственной академической симфонической капелле при поддержке руководства республики  удалось приобрести орган – инструмент доселе невиданный на чувашской филармонической сцене.  Его официальная презентация состоялась в августе, а уже в октябре, настроенный и полностью подготовленный к концертным выступлениям орган стал главным действующим лицом открытия  46 сезона капеллы.

Как известно, любой, даже самый лучший в мире музыкальный инструмент остается не более чем предметом интерьера до тех пор, пока его не коснутся руки музыканта. Жизнь в чувашский орган вдохнули руки выдающегося мастера, органиста, народного артиста РФ и РТ, профессора   Рубина Абдуллина. Его исполнение знаменитых Токкаты и фуги Ре минор Баха  и Адажио Альбинони  стало подлинным откровением для чебоксарской публики. Концертные программы капеллы всегда собирают большое количество любителей академической музыки, однако в этот раз тысячеместный зал чувашской филармонии не смог вместить всех желающих. По многочисленным просьбам слушателей программа «Его величество орган» была исполнена еще раз.  Концерт состоялся 29 ноября.  К великой радости чебоксарцев Рубин Абдуллин вновь посетил столицу Чувашии, и на этот раз наслаждаться его органным мастерством публика смогла на протяжении всего первого отделения концерта. Кроме упомянутых сочинений музыкант включил в свое выступление Пассакалью Д. Букстехуде, Токкату и фугу в дорийском стиле Баха и Органную пьесу С. Губайдулиной «Светлое и Темное».

Во втором отделении концерта прозвучали части из «Страстей по Матфею» Баха, где выступили молодые  солисты капеллы и театра оперы балета.

О новом органе, новой концертной программе, сотрудничестве с Рубином Абдуллиным, о планах и перспективах коллектива капеллы нам удалось побеседовать с ее художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом РФ, профессором  Морисом Яклашкиным.

С.И.: Морис Николаевич, кому принадлежала идея приобретения органа и что необходимо было  сделать для того, чтобы ее осуществить?

М.Я.:  Для капеллы орган – инструмент долгожданный. Идея его приобретения возникла у меня более десяти лет назад, еще в тот период, когда оркестр только формировался как творческий коллектив. Уже тогда я понимал, что с появлением оркестра репертуарные возможности хоровой капеллы значительно расширятся. Орган же сделает эти возможности поистине безграничными.  Что касается самого факта приобретения органа, я очень рад тому, что наши начинания находят поддержку руководства Чувашской Республики. Без этого покупка такого дорогостоящего инструмента (а стоимость органа составляет около четырех миллионов рублей) вряд ли была бы осуществима.

С.И.: Расскажите, пожалуйста, о самом инструменте. По виду он значительно меньше традиционного органа. В чем его особенности и почему выбор пал именно на него?

М.Я.: Приобретенный орган, конечно, отличается от больших духовых органов, что установлены, например, в Большом зале Московской консерватории или в БКЗ им. Сайдашева. Наш инструмент электронный, поэтому он значительно меньше по габаритам, весит около 800 килограммов. Надо сказать, что практика установки в концертных залах электронных органов становится в России весьма распространенной. Подобные инструменты установлены в филармониях  Тольятти и Красноярска, в Петрозаводской консерватории.  Наш орган изготовлен и вручную собран в Голландии. Мастер, осуществлявший настройку, отметил, что этот инструмент, имеющий 42 регистра, обладает великолепным звуком и по своим акустическим и темброво-колористическим характеристикам максимально приближен к своим духовым собратьям. Не скрою, первоначально мы планировали приобрести именно духовой орган. К сожалению, нынешнее состояние зала  чувашской филармонии, не позволило это сделать. В здании, построенном в 80-е годы прошлого века как Дом политпросвещения (такие учреждения существовали  во всех областных и республиканских центрах Советского Союза)  и  не знавшего с тех пор ни одного капитального ремонта,  при отсутствии  соответствующих условий, размещение огромного инструмента с сотнями труб и трубок разной длинны просто невозможно. Кроме того, на сцене филармонии выступают коллективы, включающие в свои концерты хореографические номера, а это дополнительная вибрация сцены. Нередко проводятся и эстрадные шоу, в формат которых даже присутствие органа на сцене уж никак не вписывается. Увы, пока не будет сделана полная реконструкция здания филармонии  или не появится в Чебоксарах настоящий концертный зал, подобный залу в Казани, мечте о большом органе не суждено сбыться. Но все меняется. Всего лишь 13 лет назад в Чувашии, не было самостоятельного симфонического оркестра, кроме театрального коллектива. А сегодня на концертах капеллы звучал один из лучших в мире электронных органов и играл на нем выдающийся музыкант Рубин Абдуллин.

С.И.: Выступления Рубина Абдуллина произвели неизгладимое впечатление на чебоксарскую публику. Два концерта прошли с аншлагами и овациями. Во время игры органиста в зале стояла полнейшая тишина. Люди слушали, буквально, затаив дыхание. Планируете ли Вы продолжить столь плодотворно начавшееся сотрудничество?

М.Я.: Да, наше творческое сотрудничество с Рубином Абдуллиным действительно началось очень плодотворно, чему и я, и музыканты капеллы очень рады. Ведь сотворчество с музыкантами такого уровня – необходимое условие развития любого исполнительского коллектива.  Я бесконечно благодарен Рубину Кабировичу за то, что в своем чрезвычайно плотном рабочем и концертном графике он находит время для чебоксарских гастролей. Надеюсь, концерты этой осени будут иметь продолжение. В планах на нынешний сезон – исполнение Концерта для органа и струнного оркестра О. Респиги.

Профессиональное общения с Рубином Кабировичем в рамках совместных выступлений  стало продолжением нашего личного знакомства, которое произошло в 2004 году, и можно без преувеличения сказать, что для меня как для музыканта это знакомство стало судьбоносным. Являясь ректором  Казанской консерватории, он стал инициатором моего поступления в ассистентуру-стажировку по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» в класс выдающегося российского дирижера Фуата Мансурова. С огромным уважением  и трепетом я вспоминаю сегодня годы общения с Мастером. Его необыкновенное человеческое обаяние, блестящая эрудиция, высочайший профессионализм, советы, данные  на занятиях, мнения, замечания, высказанные в концертах – все это питает мою творческую энергию до сих пор. Верю, что нам с профессором Абдуллиным удастся осуществить еще один проект: исполнить одно из любимых сочинений Фуата Мансурова Третью симфонию К. Сен-санса для органа с оркестром.

С.И.: Ваше обучение в Казанской консерватории – не единственное, что связывает Вас и капеллу с татарской музыкальной культурой?

М.Я.:  Безусловно, связи капеллы с казанской композиторской и исполнительской школой давние и многогранные. Среди оркестрантов и солистов нашего коллектива немало выпускников Казанской консерватории. Не могу не отметить, что первая органистка Чувашии – Ирина Баженова – выпускница класса Рубина Абдуллина. Нашими творческими партнерами являются замечательные татарские музыканты пианист Евгений Михайлов и дирижер Ринат Халитов. Мы с удовольствием играем музыку татарских композиторов.  В декабре 2012 года на XXIV Фестивале музыки  композиторов Поволжья и Приуралья оркестр исполнил  великолепную партитуру Рашида Калимуллина «Симфонические фрески». И в самое ближайшее время,  17 декабря, чувашских слушателей ожидает предновогодняя премьера – музыка к балету татарских композиторов Назиба Жиганова и Леонида Любовского «Легенда о желтом аисте».

С.И.: Возвращаясь к недавнему концерту. Когда на афишах появилось название «И.С. Бах «Страсти по Матфею» в среде профессиональных музыкантов слышались неоднозначные, порой весьма скептические мнения о возможности исполнения капеллой такого сочинения. Как Вы к этому  относитесь? 

М.Я.: Признаюсь откровенно, меня это нисколько не удивляет. Ведь это произведение никогда не звучало в Чувашии. И представить его исполнение на чувашской филармонической сцене вероятно, действительно,  было очень трудно. Однако как художественный руководитель капеллы, считаю,  что сегодняшний  исполнительский уровень коллектива позволяет нам браться за такие сочинения. Тем более, коллектив имеет весьма солидный  опыт исполнения крупных вокально-симфонических произведений. В репертуаре капеллы Магнификат Баха, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена, Кармина Бурана Орфа. Кроме того, у нас не было цели охватить всю грандиозную партитуру «Страстей». Для исполнения мы выбрали ключевые по смыслу  и в музыкальной драматургии фрагменты, и думаю, нам удалось предать возвышенный дух этого произведения. Не могу не отметить колоссальную работу хормейстера коллектива Татьяны Давыдовой. Порадовало и исполнение квартета  солистов Юлии Маркитановой, Маргариты Финогентовой, Алексея Смирнова и Константина Москалева. А о том, насколько важно и необходимо звучание этой музыки для слушателей говорит следующий факт: когда мы объявили о повторении программы концерта-открытия  сезона, в капеллу стали поступать многочисленные звонки с просьбами обязательно исполнить «Страсти по Матфею». Для скептиков же скажу, что всегда считал и считаю одной из главных задач коллектива исполнение никогда не звучавших в Чувашии классических сочинений. Мы и в дальнейшем будем  знакомить слушателей с новой музыкой и радовать их новыми творческими встречами.

С.И.: Какие же встречи ждут слушателей в начавшемся концертном сезоне?

М.Я.: Не стану раскрывать всех секретов, скажу лишь, что мы готовим исполнение крупных симфонических произведений. Это Первые симфонии Василия Калинникова,     Сергея Прокофьева,  Густава Малера.  В планах концертное исполнение оперы Глюка «Орфей и Эвридика».  Надеемся  осуществить,  наконец, и  давний проект, исполнить «Чувашскую симфонию»  Владимира Иванишина, первую  национальную симфонию, написанную в 1936 году. К сожалению, произведение не исполнялось более 60 лет. А ведь это истоки профессиональной музыкальной культуры Чувашии и наш долг не  допустить придания их забвению.

Также нас ждут встречи с известными исполнителями.  На концерт-закрытие  нынешнего сезона приглашен один из выдающихся музыкантов современности  скрипач Михаил Гантварг.  Очень надеюсь, что это встреча состоится.

С.И.: Что Вы пожелаете любителям музыкального искусства в преддверии Нового года?

М.Я.: Главное, конечно, здоровья всем, близким, родным. Никогда не терять убежденности духа и верить в высокие идеалы искусства!

                                                                                                                   Беседовала

музыковед Светлана Ильина