Концерты проводятся в зале музыкального училища имени Ф.Павлова по адресу г. Чебоксары, Московский проспект д.33/1 тел.62-04-90

 

Чувашскому симфоническому оркестру 15 лет!

 

       Классическая музыка - самый ценный жанр в сфере музыкального искусства. Она благотворно влияет на человека уже долгие столетия. И прекрасно то, что в нашей республике есть такой источник духовного богатства - коллектив симфонического оркестра Чувашской государственной академической симфонической капеллы, который 10 апреля 2015 года отмечает свой юбилей - 15 лет!

        В 2000 году под руководством художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста российской федерации, профессора Мориса Николаевича Яклашкина был образован коллектив симфонического оркестра. Сегодня оркестр - это более 70 артистов, музыкантов-профессионалов, воплощающих в своем творчестве широчайший диапазон жанров и направлений музыки на любой вкус и возраст. Основная задача коллектива - восстановление, сохранение и развитие чувашских национальных профессиональных музыкальных традиций, являющихся неотъемлемой частью общероссийской культуры и истории. Чувашская государственная академическая капелла особое значение придает участию в общественно значимых мероприятиях, связанных с юбилейными и праздничными датами выдающихся деятелей культуры и искусства, общественно-политической жизнью Чувашской Республики и Российской Федерации. Коллектив симфонического оркестра активно гастролирует. В 2012 году он посетил Китайскую Народную Республику. В туре было дано 13 концертов в городах Пекин, Шанхай, Шеньжень, Чонгчинь, Гуанджоу и других. Оркестр получил высокую оценку организаторов гастролей и горячий прием публики. Безусловно, ярким для оркестра стал сезон 2014 года, который был объявлен Годом искусства, и тогда коллектив открывал его программой с участием двух новых инструментов: арфы и органа. В настоящее время оркестр занимает достойное место в ряду лучших российских симфонических коллективов. Впереди новые планы и проекты, новые концертные программы, ведь, по словам Д.Д. Шостаковича, «музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека». Поздравляем коллектив симфонического оркестра с днем рождения! Пусть многогранность творческого и исполнительского дарования помогает идти к новым творческим высотам. Желаем новых успехов, творческого долголетия, ярких проектов, смелых находок, здоровья, благополучия и счастья.

Автор: Дарья Сесль, Фото; Халиль Гайнутдинов

Журнал Life & Love МАРТ 2015

Перечитывая заново 2015

ЧУВАШСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА ПРЕДСТАВИЛА НОВЫЙ ПРОЕКТ - «НАРСПИАНА»

Художественный руководитель Чувашской академической симфонической капеллы Морис Яклашкин к Году литературы в России и Году Константина Иванова в Чувашии придумал проект «Нарспиана». Коллектив представил его зрителям в зале филармонии буквально через несколько дней после торжественного открытия литературного года.

Чтение с оркестром сейчас на слуху. Известные актеры читают сказки с музыкантами, устраивают благотворительные концерты с декламированием классических текстов и музыкальными иллюстрациями, создавая полновесную картину ощущений, своего рода живую книгу. Наша капелла к чтецам и симфоническому оркестру прибавила выступление хора и солистов. В результате канонический текст дополнили краски сразу трех опер «нарспи» и музыка чувашских композиторов, попавшая, по мнению автора проекта, в ритм и настрой главной чувашской поэмы, органично связанной с народно-песенными истоками.

Морис яклашкин признается, что в процессе работы над «нарспианой» он переписывал поэму от руки. Чтобы понять ее движение, ощутить токи и, таким образом, точно подобрать музыкальную составляющую. Руководитель и главный дирижер капеллы считает, что поэма практически непереводима на другие языки. По крайней мере, на русский близкого к оригиналу варианта так и не найдено. Однако чтение с самого начала было решено делать на двух языках, чтобы услышать поэму по-новому могло как можно больше зрителей. Тем более что в этом году отмечается 125 лет со дня рождения классика чувашской литературы.

Вся работа длилась два месяца. В программу вошла музыка чувашских композиторов, что называется, первого ряда. Многие впервые услышали на этом вечере и оперную «нарспи» уроженца украины иосифа пустыльника и ленинградца владимира иванишина. Русский композитор иванишин посвятил себя чувашской культуре и вошел в историю музыки и как автор первой чувашской симфонии. Несколько частей его «нарспи», над которой он работал в то время, были поставлены в чебоксарах еще до войны (сам иванишин погиб в 1941-м в немецком концлагере). После чтения строк о свадьбе и плаче нарспи музыканты и солисты татьяна сергеева, андрей макаров и вячеслав вахтеркин представили фрагменты из этой оперы. Из оперы пустыльника был выбран светлый фрагмент для хора о весне.

Вошел в программу, уже на трагической ее высоте, и фрагмент из «чувашского каприччио» уроженца чувашии, москвича михаила алексеева.

Начинают же свое повествование морис яклашкин и его подопечные с красивейшей музыкальной фантазии федора павлова о национальных инструментах сарнай и палнай, которую продолжают слакбаш- ские песни федора васильева. Основной канвой, конечно же, стали арии и дуэты из чувашской оперы григория

Хирбю, в которых выступают михаил мокшанов, василий николаев, юрий унегеров. А венчает «нарспиану» вторая часть симфонии до-минор геннадия воробьева, пианиста и композитора, чувашского первопроходца в освоении многих жанров, обычных в европейской и русской культуре, но остававшихся до него недоступными художественной культуре чувашии.

То есть новый проект симфонической академической капеллы во многом еще и просветительский. Он к тому же сделан очень лаконично (хотя лаконичность совсем не конек программ этого коллектива). Сдержанная манера чтецов, екатерины александровой и юрия филиппова, подчеркивает достоинства поэмы, ее внутреннее напряжение. А аскетичное, без излишеств и «посторонних примесей», сценическое оформление дарит и встречу со знаменитыми иллюстраторами «нарспи» петром сизовым и элли юрьевым.

«нарспиана» составлена даже в выездном варианте, без оркестра, а лишь с солистами, чтецами и аккомпаниатором, и в таком составе ее уже представляют в учебных заведениях. «полноэкранно» в ближайшее время ее опять планируют здесь развернуть в апреле, на неделе чувашского языка и литературы.

Рита Кириллова - Газета «Советская Чувашия» 3 Февраля 2015 г. №14.

Арфа прибыла из Чикаго

В оркестре – полный комплект инструментов

 17 января в Чебоксары из Чикаго была доставлена большая концертная арфа. Она займет свое место в оркестре Чувашской академической симфонической капеллы, для которого и была заказана в известной американской компании  Lуоn&Неаlу.

 Руководитель капеллы Морис Яклашкин па презентации нового инструмента, не скрывая радости, сообщил, что появление арфы увеличивает возможности оркестра. С прошлого года на расширение репертуара активно работает приобретенный в Германии электронный орган. А теперь появился и этот инструмент, с красотой и изяществом которого не сравнится никакой другой.

И хотя арфа большей частью аккомпанирует, нежели солирует, се аккорды украшают множество произведений, которые с этого момента получат в наших концертах полнокровное звучание. Раньше оркестранты капеллы пытались заменять арфу роялем или электроникой. Выступить с новым инструментом здесь планируют в марте. Оркестр сыграет Первую симфонию Василия Калинникова.

На роль арфистки выбрана одна из солисток оркестра Наталья Иванова. Ей предстоит еще два года учиться для этого в Казанской консерватории, которую она в свое время заканчивала как домристка. Однако некоторые возможности инструмента Наталья Иванова показала уже на презентации, сыграв крохотные пьесы Григория Фрида и Марка Рубина, известную латышскую песню «Кукушка», а также продемонстрировав «волны» глиссандо, по которым мгновенно узнают арфу многие слушатели.

Хозяйку для арфы выбирали среди струнников, уточнил Морис Яклашкин. Пианистов, скрипачей и, естественно, вокалистов не беспокоили. Однако характер требовался сильный. Наталья Иванова показала его сразу же, подготовив первое выступление буквально за полтора месяца. Но как! Она нашла в национальной библиотеке гору специальной литературы по школе игры и методике обучения игре на арфе, книги известной арфистки Веры Дуловой. Чтобы поставить руку, занималась в одной из музыкальных школ Чебоксар на арфе советского образца, производства фабрики имени Луначарского, у которой уже не хватало нескольких струн. Будущая арфистка заполнила пустоту обычной леской! И пьесы выучила.

Правда, насчет рыболовной снасти героиня презентации журналистов успокоила. На всех арфах обязательно есть струны из трех материалов. Басовые сделаны из металла, средние, самые многочисленные, должны быть из настоящих жил. А вот для струн верхнего регистра используется нейлон. И его в безвыходных ситуациях вполне можно заменять леской. Что и было сделано.

Зато за новый инструмент солистка садилась с искренним удовольствием, можно даже сказать, светясь от счастья.

- Мне нравится в арфе все, - поделилась она своими эмоциями. - Сам вид, способ извлечения звука, звучание, его тембр и краски. Вид у арфы и впрямь праздничный и грациозный. Инструмент отделан идеально отшлифованным красным деревом. Кстати, цена такого инструмента во многом зависит именно от отделки. Привезенная в Чебоксары арфа куплена за 1,254 млн. рублей.

На вопрос, как она восприняла свое новое «назначение», Наталья Иванова ответила, что идти по прямой ей несколько скучновато. Иногда хочется свернуть на перекрестке, заглянуть, что происходит за поворотом.

...А за этим поворотом появляется также перспектива подготовки арфистов и в нашем музыкальном училище. Что же касается перспективы стать чувашской Дуловой, то Наталья Иванова считает, что для этого придется еще много заниматься. Потому что советская школа игры на арфе была очень сильной.

Рита КИРИЛЛОВА

Газета «Сцена Чувашии»

Карта-схема проезда