Концерты проводятся в зале музыкального училища имени Ф.Павлова по адресу г. Чебоксары, Московский проспект д.33/1 тел.62-04-90

121 годовщину со дня рождения Степана Максимовича Максимова в Чебоксарской детской музыкальной школе, носящей его имя,  отметили большим концертом хоровой музыки. Замечательный подарок ученикам и преподавателям школы преподнес хор Чувашской государственной академической симфонической капеллы, исполнивший такие известные чувашские народные песни в обработке С.М. Максимова, как «Атьар хёрсем, выляма» (Пойдемте, девушки, хоровод водить), «Ан аван, шешкё» (Не гнись, орешник), «Уй варринче» (В чистом поле). В концерте также прозвучали и произведения Ф.П. Павлова, ровесника С.М. Максимова, его друга и однокашника по Симбирской чувашской учительской школе.                                                                                                                                     Степан Максимович Максимов – композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых деятелей чувашской профессиональной музыки. С.М. Максимов родился 12 ноября 1892г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Янтиковского района Чувашской Республики). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители - крестьяне-бедняки — переселились в Сибирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у кулаков своей деревни. В Симбирской чувашской школе С. Максимов учился в одном классе с Ф. Павловым. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но и скрипичной игре. По окончании в 1911 г. Симбирской чувашской школы С. Максимов был оставлен там учителем скрипичной игры и преподавал в школе до 1925 г.                                                                                                                                                     Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начинает интересоваться народными песнями. Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодии, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении. Первый сборник его песен вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»). Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Его записи опубликованы в широко известных сборниках, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932). «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964).
Осенью 1925 г. С.Максимов переезжает в Чебоксары. В первое время он возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г.— музыкальную школу, а с 1929 г.— Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и Историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят и 1933 г.). После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чувашского музыкального техникума (1935—1937), а в последние годы жизни (1917-1951) работал артистом симфонического оркестра в Чебоксарах.
Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества пародов СССР, а сборники музыкального фольклора получили всемирную известность. С.М.Максимову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР(1934). Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.
Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неутомимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской музыки.

Шумерлинцев пригласили на первый бал

 УЧАСТНИКАМ ПРИШЛОСЬ УЧИТЬСЯ ТАНЦАМ 19 ВЕКА

 Осенний бал православной молодежи города прошел до того успешно, что в восторге от мероприятия остались даже те, кто вначале скептически отнесся к самой идее его проведения.

Инициаторами нашумевшего в Шумерле мероприятия стали юноши и девушки из православной молодежной организации, которая была образована в рамках проекта, победившего в конкурсе грнтов «Православная инициатива». По словам автора проекта, настоятеля храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля иерея Дмитрия Нестеренко, в организации сейчас 25 человек, они занимаются религиозным образованием, спортом и творчеством, общаются. Идея устроить бал появилась еще летом, во время работы палаточного лагеря. И провести его решили 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери.

К организации бала подключилась и городская администрация. Площадкой был выбран Дворец детского творчества. Светскую встречу православной молодежи готовили в классическом стиле. А это значит, необходимо было научиться танцевать вальс, ведь это не дискотека какая-нибудь. Требуется и воспитание, и вкус к красоте. Благо среди участников оказались и знатоки хореографии, которые занимались с шумерлинскими Наташами Ростовыми и Андреями Волконскими каждое воскресенье. Говорят, что юношей, которых девушки приглашали на занятия, сначала приходилось уговаривать, те считали бал «девчоночьим» занятием. Но потом так вошли по вкус, что считали дни до следующих репетиций.

 Девушки несколько месяцев колдовали над бальными платьями, а молодые люди учились носить строгие костюмы. В общем, все как полагается. Выбрали для бала семь вальсов. В основном музыку 19 века: Штрауса, Чайковского. Но и хиты века прошлого: вальсы Хачатуряна. Свиридова, Доги.  Живой звук обеспечивал ни много ни мало оркестр Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Его работу оплатили за счет бюджета храма. Фуршет с пирожными и фруктами обеспечили местные  предприниматели. Дворец детского творчества тоже не остался в стороне, кружковцы украсили два этажа так, что объявленная после бала фотосессия тоже получилась на славу и вызвала легкий ажиотаж.

Музыканты капеллы, уезжая, признались, что почувствовали себя как в Европе. Шумерлинцы и сами поняли, что бал - это, конечно, хлопотно, но зато незабываемо. Так что уже начали думать о следующем.

Маргарита КРАСОТИНА.

Газета «Советская Чувашия» №194

ОТКРЫТИЕ С ФУГОЙ

 Все же орган, хоть и электронный, покупали не зря. На открытии нового концертного сезона Чувашской государственной академической капеллы с программой «Его величество орган» липший билетик спрашивали уже на подходах к крыльцу филармонии. Эту картину наблюдала Рита Кириллова.

Аншлаг даже очередной раз продемонстрировал, насколько назрела необходимость реконструкции этого старого и неприспособленного для
концертов здания. Уже через полчаса после начала концерта стало так душно, что некоторым зрителям пришлось покинуть зал, не досидев до конца.

И вес же концерт прошел вполне успешно. И открылся сезон с новым органом, как и положено. Токкатой и фугой ре-минор Баха, самым известным и исполняемым произведением для этого инструмента, практически синонимом органа. И показать, как это должно звучать, пригласил маэстро Морис Яклашкин из Казани Рубена Абдуллина, ректора
Казанской консерватории, профессора, подготовившего множество известных органистов, музыканта, олицетворяющего казанскую органную
школу. Нашу, пока еще единственную, органистку Ирину Баженову, тоже выучил именно он.

В адажио Альбинони (еще одна мегапопулярная
классика) в отличие от презентации инструмента, где орган выступил как-то одиноко, ему помог оркестр академической капеллы. И король инструментов показал себя деликатным, внимательным и даже заботливым. Не лез на первый план, звучал устойчивой основой, будто по-отечески обнимал все остальные инструменты.  

В «Страстях по Матфею» солировала уже Иринa Баженова. Но здесь инструмент тоже был не на первых ролях, давая высказаться хору, оркестр  и солистам. Зрители, просидевшие в музыкальном оцепенении джаза, с половиной часа, даже говорили на выходе, что «было мало органа» -, и уже планируют повторить поход в филармонию на органный концерт 29 ноября. Все первое отделение будет снова посвящено королю инструментов.

 

Карта-схема проезда