Концерты проводятся в зале музыкального училища имени Ф.Павлова по адресу г. Чебоксары, Московский проспект д.33/1 тел.62-04-90

Морис Яклашкин: «Верить в высокие идеалы искусства!»

 Летом уходящего года в культурной жизни Чувашии произошло знаменательное событие. Чувашской государственной академической симфонической капелле при поддержке руководства республики  удалось приобрести орган – инструмент доселе невиданный на чувашской филармонической сцене.  Его официальная презентация состоялась в августе, а уже в октябре, настроенный и полностью подготовленный к концертным выступлениям орган стал главным действующим лицом открытия  46 сезона капеллы.

Как известно, любой, даже самый лучший в мире музыкальный инструмент остается не более чем предметом интерьера до тех пор, пока его не коснутся руки музыканта. Жизнь в чувашский орган вдохнули руки выдающегося мастера, органиста, народного артиста РФ и РТ, профессора   Рубина Абдуллина. Его исполнение знаменитых Токкаты и фуги Ре минор Баха  и Адажио Альбинони  стало подлинным откровением для чебоксарской публики. Концертные программы капеллы всегда собирают большое количество любителей академической музыки, однако в этот раз тысячеместный зал чувашской филармонии не смог вместить всех желающих. По многочисленным просьбам слушателей программа «Его величество орган» была исполнена еще раз.  Концерт состоялся 29 ноября.  К великой радости чебоксарцев Рубин Абдуллин вновь посетил столицу Чувашии, и на этот раз наслаждаться его органным мастерством публика смогла на протяжении всего первого отделения концерта. Кроме упомянутых сочинений музыкант включил в свое выступление Пассакалью Д. Букстехуде, Токкату и фугу в дорийском стиле Баха и Органную пьесу С. Губайдулиной «Светлое и Темное».

Во втором отделении концерта прозвучали части из «Страстей по Матфею» Баха, где выступили молодые  солисты капеллы и театра оперы балета.

О новом органе, новой концертной программе, сотрудничестве с Рубином Абдуллиным, о планах и перспективах коллектива капеллы нам удалось побеседовать с ее художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом РФ, профессором  Морисом Яклашкиным.

С.И.: Морис Николаевич, кому принадлежала идея приобретения органа и что необходимо было  сделать для того, чтобы ее осуществить?

М.Я.:  Для капеллы орган – инструмент долгожданный. Идея его приобретения возникла у меня более десяти лет назад, еще в тот период, когда оркестр только формировался как творческий коллектив. Уже тогда я понимал, что с появлением оркестра репертуарные возможности хоровой капеллы значительно расширятся. Орган же сделает эти возможности поистине безграничными.  Что касается самого факта приобретения органа, я очень рад тому, что наши начинания находят поддержку руководства Чувашской Республики. Без этого покупка такого дорогостоящего инструмента (а стоимость органа составляет около четырех миллионов рублей) вряд ли была бы осуществима.

С.И.: Расскажите, пожалуйста, о самом инструменте. По виду он значительно меньше традиционного органа. В чем его особенности и почему выбор пал именно на него?

М.Я.: Приобретенный орган, конечно, отличается от больших духовых органов, что установлены, например, в Большом зале Московской консерватории или в БКЗ им. Сайдашева. Наш инструмент электронный, поэтому он значительно меньше по габаритам, весит около 800 килограммов. Надо сказать, что практика установки в концертных залах электронных органов становится в России весьма распространенной. Подобные инструменты установлены в филармониях  Тольятти и Красноярска, в Петрозаводской консерватории.  Наш орган изготовлен и вручную собран в Голландии. Мастер, осуществлявший настройку, отметил, что этот инструмент, имеющий 42 регистра, обладает великолепным звуком и по своим акустическим и темброво-колористическим характеристикам максимально приближен к своим духовым собратьям. Не скрою, первоначально мы планировали приобрести именно духовой орган. К сожалению, нынешнее состояние зала  чувашской филармонии, не позволило это сделать. В здании, построенном в 80-е годы прошлого века как Дом политпросвещения (такие учреждения существовали  во всех областных и республиканских центрах Советского Союза)  и  не знавшего с тех пор ни одного капитального ремонта,  при отсутствии  соответствующих условий, размещение огромного инструмента с сотнями труб и трубок разной длинны просто невозможно. Кроме того, на сцене филармонии выступают коллективы, включающие в свои концерты хореографические номера, а это дополнительная вибрация сцены. Нередко проводятся и эстрадные шоу, в формат которых даже присутствие органа на сцене уж никак не вписывается. Увы, пока не будет сделана полная реконструкция здания филармонии  или не появится в Чебоксарах настоящий концертный зал, подобный залу в Казани, мечте о большом органе не суждено сбыться. Но все меняется. Всего лишь 13 лет назад в Чувашии, не было самостоятельного симфонического оркестра, кроме театрального коллектива. А сегодня на концертах капеллы звучал один из лучших в мире электронных органов и играл на нем выдающийся музыкант Рубин Абдуллин.

С.И.: Выступления Рубина Абдуллина произвели неизгладимое впечатление на чебоксарскую публику. Два концерта прошли с аншлагами и овациями. Во время игры органиста в зале стояла полнейшая тишина. Люди слушали, буквально, затаив дыхание. Планируете ли Вы продолжить столь плодотворно начавшееся сотрудничество?

М.Я.: Да, наше творческое сотрудничество с Рубином Абдуллиным действительно началось очень плодотворно, чему и я, и музыканты капеллы очень рады. Ведь сотворчество с музыкантами такого уровня – необходимое условие развития любого исполнительского коллектива.  Я бесконечно благодарен Рубину Кабировичу за то, что в своем чрезвычайно плотном рабочем и концертном графике он находит время для чебоксарских гастролей. Надеюсь, концерты этой осени будут иметь продолжение. В планах на нынешний сезон – исполнение Концерта для органа и струнного оркестра О. Респиги.

Профессиональное общения с Рубином Кабировичем в рамках совместных выступлений  стало продолжением нашего личного знакомства, которое произошло в 2004 году, и можно без преувеличения сказать, что для меня как для музыканта это знакомство стало судьбоносным. Являясь ректором  Казанской консерватории, он стал инициатором моего поступления в ассистентуру-стажировку по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» в класс выдающегося российского дирижера Фуата Мансурова. С огромным уважением  и трепетом я вспоминаю сегодня годы общения с Мастером. Его необыкновенное человеческое обаяние, блестящая эрудиция, высочайший профессионализм, советы, данные  на занятиях, мнения, замечания, высказанные в концертах – все это питает мою творческую энергию до сих пор. Верю, что нам с профессором Абдуллиным удастся осуществить еще один проект: исполнить одно из любимых сочинений Фуата Мансурова Третью симфонию К. Сен-санса для органа с оркестром.

С.И.: Ваше обучение в Казанской консерватории – не единственное, что связывает Вас и капеллу с татарской музыкальной культурой?

М.Я.:  Безусловно, связи капеллы с казанской композиторской и исполнительской школой давние и многогранные. Среди оркестрантов и солистов нашего коллектива немало выпускников Казанской консерватории. Не могу не отметить, что первая органистка Чувашии – Ирина Баженова – выпускница класса Рубина Абдуллина. Нашими творческими партнерами являются замечательные татарские музыканты пианист Евгений Михайлов и дирижер Ринат Халитов. Мы с удовольствием играем музыку татарских композиторов.  В декабре 2012 года на XXIV Фестивале музыки  композиторов Поволжья и Приуралья оркестр исполнил  великолепную партитуру Рашида Калимуллина «Симфонические фрески». И в самое ближайшее время,  17 декабря, чувашских слушателей ожидает предновогодняя премьера – музыка к балету татарских композиторов Назиба Жиганова и Леонида Любовского «Легенда о желтом аисте».

С.И.: Возвращаясь к недавнему концерту. Когда на афишах появилось название «И.С. Бах «Страсти по Матфею» в среде профессиональных музыкантов слышались неоднозначные, порой весьма скептические мнения о возможности исполнения капеллой такого сочинения. Как Вы к этому  относитесь? 

М.Я.: Признаюсь откровенно, меня это нисколько не удивляет. Ведь это произведение никогда не звучало в Чувашии. И представить его исполнение на чувашской филармонической сцене вероятно, действительно,  было очень трудно. Однако как художественный руководитель капеллы, считаю,  что сегодняшний  исполнительский уровень коллектива позволяет нам браться за такие сочинения. Тем более, коллектив имеет весьма солидный  опыт исполнения крупных вокально-симфонических произведений. В репертуаре капеллы Магнификат Баха, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена, Кармина Бурана Орфа. Кроме того, у нас не было цели охватить всю грандиозную партитуру «Страстей». Для исполнения мы выбрали ключевые по смыслу  и в музыкальной драматургии фрагменты, и думаю, нам удалось предать возвышенный дух этого произведения. Не могу не отметить колоссальную работу хормейстера коллектива Татьяны Давыдовой. Порадовало и исполнение квартета  солистов Юлии Маркитановой, Маргариты Финогентовой, Алексея Смирнова и Константина Москалева. А о том, насколько важно и необходимо звучание этой музыки для слушателей говорит следующий факт: когда мы объявили о повторении программы концерта-открытия  сезона, в капеллу стали поступать многочисленные звонки с просьбами обязательно исполнить «Страсти по Матфею». Для скептиков же скажу, что всегда считал и считаю одной из главных задач коллектива исполнение никогда не звучавших в Чувашии классических сочинений. Мы и в дальнейшем будем  знакомить слушателей с новой музыкой и радовать их новыми творческими встречами.

С.И.: Какие же встречи ждут слушателей в начавшемся концертном сезоне?

М.Я.: Не стану раскрывать всех секретов, скажу лишь, что мы готовим исполнение крупных симфонических произведений. Это Первые симфонии Василия Калинникова,     Сергея Прокофьева,  Густава Малера.  В планах концертное исполнение оперы Глюка «Орфей и Эвридика».  Надеемся  осуществить,  наконец, и  давний проект, исполнить «Чувашскую симфонию»  Владимира Иванишина, первую  национальную симфонию, написанную в 1936 году. К сожалению, произведение не исполнялось более 60 лет. А ведь это истоки профессиональной музыкальной культуры Чувашии и наш долг не  допустить придания их забвению.

Также нас ждут встречи с известными исполнителями.  На концерт-закрытие  нынешнего сезона приглашен один из выдающихся музыкантов современности  скрипач Михаил Гантварг.  Очень надеюсь, что это встреча состоится.

С.И.: Что Вы пожелаете любителям музыкального искусства в преддверии Нового года?

М.Я.: Главное, конечно, здоровья всем, близким, родным. Никогда не терять убежденности духа и верить в высокие идеалы искусства!

                                                                                                                   Беседовала

музыковед Светлана Ильина

Орган не забыт

Летом нынешнего года в Чувашии появился «король» инструментов орган. Вполне логично, что именно ему выпала честь открыть 46-й концертный сезон Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Вновь Его Величество Орган зазвучал на сцене Чувашской государственной филармонии по многочисленным просьбам публики 29 ноября. Для представления органа в первом отделении концертной программы был приглашен выдающийся российский органист Рубин Абдуллин.
Ректор Казанской государственной консерватории, профессор Рубин Абдуллин является крупным музыкально-общественным деятелем, пропагандистом классической музыки, талантливым педагогом, выдающимся органистом-исполнителем. Он широко известен в России, в Европе и Америке как талантливый интерпретатор органной классики. Широко известна его транскрипция «Картинок с выставки» М. Мусоргского, в которой музыкант трактует орган как симфонический оркестр. Усилиями Абдуллина сформировалась Казанская органная школа, ставшая одной из наиболее значительных школ отечественного органного исполнительства.
В первом отделении праздничного вечера зрители услышали «Пассакалью» В. Букстехуде, «Токкату и фугу в дорийском ладу», «Токкату и фуга ре-минор» И.С. Баха, «Светлое и темное» С. Губайдуллиной, «Адажио» Т. Альбинони. Во втором отделении концерта впервые в Чувашии в сопровождении органа и симфонического оркестра прозвучали части из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Среди множества страстей или пассионов (от латинского passion – страдание), написанных европейскими композиторами за несколько столетий, «Страсти по Матфею» И.С. Баха – наиболее известное произведение, поражающее слушателей глубиной чувств и величественной красотой их музыкального воплощения. Партию органа исполнила ученица Р. Абдуллина Ирина Баженова (Чебоксары).
Зрители, а в зале филармонии был в этот вечер аншлаг, получили редкую возможность насладиться органной музыкой.

                                                                                                          //www.timech.ru/

 

121 годовщину со дня рождения Степана Максимовича Максимова в Чебоксарской детской музыкальной школе, носящей его имя,  отметили большим концертом хоровой музыки. Замечательный подарок ученикам и преподавателям школы преподнес хор Чувашской государственной академической симфонической капеллы, исполнивший такие известные чувашские народные песни в обработке С.М. Максимова, как «Атьар хёрсем, выляма» (Пойдемте, девушки, хоровод водить), «Ан аван, шешкё» (Не гнись, орешник), «Уй варринче» (В чистом поле). В концерте также прозвучали и произведения Ф.П. Павлова, ровесника С.М. Максимова, его друга и однокашника по Симбирской чувашской учительской школе.                                                                                                                                     Степан Максимович Максимов – композитор, фольклорист и педагог. Его имя всегда называют в числе первых деятелей чувашской профессиональной музыки. С.М. Максимов родился 12 ноября 1892г. в селе Яншихово-Норваши (ныне Янтиковского района Чувашской Республики). Успешно окончив Яншиховское двухклассное училище, он в 1907 г. поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Вскоре его родители - крестьяне-бедняки — переселились в Сибирь, а пятнадцатилетний Степан Максимов остался в Симбирске завершать образование. В каникулярное время он ежегодно батрачил за хлеб у кулаков своей деревни. В Симбирской чувашской школе С. Максимов учился в одном классе с Ф. Павловым. По сложившейся традиции воспитанники этой школы издавна обучались не только хоровому пению, но и скрипичной игре. По окончании в 1911 г. Симбирской чувашской школы С. Максимов был оставлен там учителем скрипичной игры и преподавал в школе до 1925 г.                                                                                                                                                     Летом 1914 г. С. Максимов экстерном окончил курс в регентских классах при Казанском отделении Русского музыкального общества. После этого его музыкальная деятельность еще более расширяется. Будущий композитор начинает интересоваться народными песнями. Очарованный красотой собранных среди крестьян мелодии, С. Максимов пишет первые гармонизации, практически проверяет их звучание в хоровом исполнении. Первый сборник его песен вышел в 1918 г. в Симбирске («Чувашские народные песни»). Всего им собрано более двух тысяч чувашских песен и инструментальных мелодий.
Его записи опубликованы в широко известных сборниках, изданных в Москве и Чебоксарах: «Чувашские песни» (1924 и 1926 гг.). «Песни верховых чуваш» (1932). «146 чувашских народных песен», «13 чувашских песен нового быта» (1934), «Чувашские народные песни» (1964).
Осенью 1925 г. С.Максимов переезжает в Чебоксары. В первое время он возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса, с 1926 г.— музыкальную школу, а с 1929 г.— Чувашский государственный музыкальный техникум (ныне училище имени Ф.П. Павлова). В школе и техникуме он вел теорию и Историю музыки, чувашскую музыку, гармонию.
С. Максимов был первым чувашским композитором, получившим высшее музыкальное образование (в члены Союза композиторов СССР принят и 1933 г.). После окончания консерватории С. Максимов был директором и преподавателем Чувашского музыкального техникума (1935—1937), а в последние годы жизни (1917-1951) работал артистом симфонического оркестра в Чебоксарах.
Творческое наследие С. Максимова далеко выходит за рамки национального. Его лучшие обработки вошли в антологию хорового творчества пародов СССР, а сборники музыкального фольклора получили всемирную известность. С.М.Максимову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР(1934). Ныне его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна из улиц столицы республики.
Пройдут годы, но не сотрется в памяти образ неутомимого труженика, так много сделавшего для расцвета чувашской музыки.

Шумерлинцев пригласили на первый бал

 УЧАСТНИКАМ ПРИШЛОСЬ УЧИТЬСЯ ТАНЦАМ 19 ВЕКА

 Осенний бал православной молодежи города прошел до того успешно, что в восторге от мероприятия остались даже те, кто вначале скептически отнесся к самой идее его проведения.

Инициаторами нашумевшего в Шумерле мероприятия стали юноши и девушки из православной молодежной организации, которая была образована в рамках проекта, победившего в конкурсе грнтов «Православная инициатива». По словам автора проекта, настоятеля храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова г. Шумерля иерея Дмитрия Нестеренко, в организации сейчас 25 человек, они занимаются религиозным образованием, спортом и творчеством, общаются. Идея устроить бал появилась еще летом, во время работы палаточного лагеря. И провести его решили 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери.

К организации бала подключилась и городская администрация. Площадкой был выбран Дворец детского творчества. Светскую встречу православной молодежи готовили в классическом стиле. А это значит, необходимо было научиться танцевать вальс, ведь это не дискотека какая-нибудь. Требуется и воспитание, и вкус к красоте. Благо среди участников оказались и знатоки хореографии, которые занимались с шумерлинскими Наташами Ростовыми и Андреями Волконскими каждое воскресенье. Говорят, что юношей, которых девушки приглашали на занятия, сначала приходилось уговаривать, те считали бал «девчоночьим» занятием. Но потом так вошли по вкус, что считали дни до следующих репетиций.

 Девушки несколько месяцев колдовали над бальными платьями, а молодые люди учились носить строгие костюмы. В общем, все как полагается. Выбрали для бала семь вальсов. В основном музыку 19 века: Штрауса, Чайковского. Но и хиты века прошлого: вальсы Хачатуряна. Свиридова, Доги.  Живой звук обеспечивал ни много ни мало оркестр Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Его работу оплатили за счет бюджета храма. Фуршет с пирожными и фруктами обеспечили местные  предприниматели. Дворец детского творчества тоже не остался в стороне, кружковцы украсили два этажа так, что объявленная после бала фотосессия тоже получилась на славу и вызвала легкий ажиотаж.

Музыканты капеллы, уезжая, признались, что почувствовали себя как в Европе. Шумерлинцы и сами поняли, что бал - это, конечно, хлопотно, но зато незабываемо. Так что уже начали думать о следующем.

Маргарита КРАСОТИНА.

Газета «Советская Чувашия» №194

ОТКРЫТИЕ С ФУГОЙ

 Все же орган, хоть и электронный, покупали не зря. На открытии нового концертного сезона Чувашской государственной академической капеллы с программой «Его величество орган» липший билетик спрашивали уже на подходах к крыльцу филармонии. Эту картину наблюдала Рита Кириллова.

Аншлаг даже очередной раз продемонстрировал, насколько назрела необходимость реконструкции этого старого и неприспособленного для
концертов здания. Уже через полчаса после начала концерта стало так душно, что некоторым зрителям пришлось покинуть зал, не досидев до конца.

И вес же концерт прошел вполне успешно. И открылся сезон с новым органом, как и положено. Токкатой и фугой ре-минор Баха, самым известным и исполняемым произведением для этого инструмента, практически синонимом органа. И показать, как это должно звучать, пригласил маэстро Морис Яклашкин из Казани Рубена Абдуллина, ректора
Казанской консерватории, профессора, подготовившего множество известных органистов, музыканта, олицетворяющего казанскую органную
школу. Нашу, пока еще единственную, органистку Ирину Баженову, тоже выучил именно он.

В адажио Альбинони (еще одна мегапопулярная
классика) в отличие от презентации инструмента, где орган выступил как-то одиноко, ему помог оркестр академической капеллы. И король инструментов показал себя деликатным, внимательным и даже заботливым. Не лез на первый план, звучал устойчивой основой, будто по-отечески обнимал все остальные инструменты.  

В «Страстях по Матфею» солировала уже Иринa Баженова. Но здесь инструмент тоже был не на первых ролях, давая высказаться хору, оркестр  и солистам. Зрители, просидевшие в музыкальном оцепенении джаза, с половиной часа, даже говорили на выходе, что «было мало органа» -, и уже планируют повторить поход в филармонию на органный концерт 29 ноября. Все первое отделение будет снова посвящено королю инструментов.

 

Карта-схема проезда